Формирующее направление работы по профориентации способных старшеклассников включает дальнейший дифференцированный подход к получению общего образования, развитие выраженных способностей и на основе этого профессиональное самоопределение.
Эффективными формами работы этого этапа являются следующие (внеурочная и учебная деятельности относятся к формирующему блоку, а профориентационная - к практико-ориентированному):
Работа со школьниками в данном блоке организована по двум взаимосвязанным направлениям:
учебная деятельность;
внеурочная деятельность.
Учебная деятельность учащихся все так же осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения, опираясь на способности старшеклассников. Ученикам на уроках и при подготовке домашних заданий предлагаются дифференцированные задания в зависимости от их уровня способностей (пример контрольной работы на блоге педагога).
Организация учебного процесса способных школьников осуществляется по индивидуальным учебным планам. Работа по индивидуальному плану подразумевает углубленное изучение предметов и составление индивидуальных маршрутов обучения, предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых способный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Важным здесь является такая форма работы как дистанционные консультации с учителями-предметниками посредством персональных блогов педагогов, видеозвонков, мессенджеров и электронной почты.
Особое значение на данном этапе придается углубленному формированию представлений учеников о видах профессий, подходящих людям с нарушением слуха. Этому способствуют уроки с элементами профориентации, а также классные часы (конспекты классных часов) и внеклассные мероприятия (конспекты внеклассных мероприятий).
Интересной формой организации внеурочной деятельности является съемка видеосюжетов на тему выбора профессии, где учащиеся имеют возможность выступить в роли актеров, режиссеров, операторов, сценаристов:
Внеурочная деятельность осуществляется, также как и с предыдущей возрастной группой, в рамках профориентационных кружков, секций, факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т. д.
Посещение детьми кружков и секций осуществляется путем деления учеников на микрогруппы по видам способностей и выбранной профессиональной сферы или сфер (см. пример расписания работы кружков и секций).
Учащиеся 9-10 классов посещают следующие кружки и факультативы:
элективные курсы по информатике, русскому языку и математике,
Ученики старших классов входят в так называемый Совет старшеклассников, который способствует усвоению социальных норм через участие каждого члена обьединения, а также развивает необходимые способности и навыки общественной работы.
Интеллектуально развитые школьники активно участвуют во всероссийской олимпиаде «Родник знаний», которая позволяет объективно оценить уровень знаний каждого ученика.
Ученики, имеющие способности в спортивной деятельности участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня.
Творческие школьники ежегодно принимают участие в фестивалях, конкурсах творческих работ, выставках.
На основе своих интересов и способностей старшеклассники объединяются в группы и общаются в Google- сообществе.
Эффективной формой развития учеников данной возрастной группы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует развитию способностей учеников и профориентирует, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и обучающихся.
Примеры проектно-исследовательских работ в 9-10 классах: