В данном направлении самоопределившиеся старшеклассники отрабатывают навыки, способности, пробуют свои силы и знания с точки зрения профессионального выбора.
Формами работы этого этапа являются следующие (в схеме внеурочная и учебная деятельности относятся к формирующему блоку, а профориентационная деятельность - к практико-ориентированному):
Работа со старшеклассниками организована по взаимосвязанным направлениям:
организация индивидуальной траектории профориентации способных учеников;
самоопределение учеников с учетом вида способности;
подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Формы работы со старшеклассниками
«Индивидуальный маршрут профориентации и самоопределения», целью которого является помочь обучающимся осознанно выбрать профессию в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями. Маршрут включает сопровождающую работу с учащимися всех специалистов. Классный руководитель заполняет общие данные. Психолог прописывает индивидуальные особенности. Графу "Интересы, занятость в дополнительном образовании" заполняет воспитатель. Личностные особенности описывает классный руководитель после совместных обсуждений со специалистами. В графу "Медицинские противопоказания" записываются особенности здоровья, которые могут оказать влияние на будущем выборе профессии. На основе диагностики интересов, склонностей рекомендуется профессиональная сфера с указанием учебного заведения. В графе "Профориентационные мероприятия" описывается деятельность всех специалистов. Особенностью маршрута является то, что формы работы специалистов взаимодополняют друг друга для решения общей задачи. Собранные данные анализируются, и на основе их планируются мероприятия для каждого учащегося, согласно предпочитаемой сферы, выбранной профессии. Результатом работы маршрута является выбор профессии, поступление в образовательное учреждение в соответствии со своими способностями.
Дистанционные консультации с учителями предметниками. В старших классах педагоги консультируют по тем предметам, которые соответствуют профессиональному выбору ученика.
Межрегиональные олимпиады (результаты участия) позволяют оценить ученикам свои реальные способности и возможности для дальнейшего поступления.
ЭОР для углубленного изучения предмета. Старшеклассники углубленно изучают самостоятельно тот предмет, который им необходим для поступления в профессиональное учебное заведение.
Электронные портфолио. Портфолио создаются учениками совместно с классным руководителем и родителями. Оно позволяет систематизировать все достижения ученика за все года обучения. В него прикладывают дипломы, грамоты, сертификаты, результаты участия в олимпиадах, исследовательско-проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях, дипломы о дополнительном образовании и предпрофильной подготовке.
Дорожные карты составляются для выпускников, чтобы помочь им сориентироваться при выборе будущей профессии. В дорожной карте значатся интересы и способности выпускника, список подходящих профессий, учебные заведения, перечень документов, необходимых для поступления, и т.д.
Профессиональная проба является средством профессионального самоопределения обучающихся и направлена на: повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования; развитие профессионально значимых качеств и предпрофессиональных компетентностей; корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения. Ученики проходят профпробы с 8 класса по специальностям: «Электромонтаж», «Флорист» (см. Положение об организации и проведении профессиональных проб).
Профессиональный выбор учащихся школы-интерната №38: