Просвещение учеников
Просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования учащимися знаний в процессе обучения, общения, личностного и интеллектуального развития.
Индивидуальные беседы. Консультирование младших школьников может иметь различное содержание, в т.ч. в рамках индивидуальной работы классного руководителя и узких специалистов и решать следующие задачи:
-
оказание помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, общении;
-
обучение навыкам анализа с целью раскрытия своих возможностей для успешного обучения и развития;
-
обогащение представлений о мире профессий.
Одной из эффективных форм работы с младшими школьниками по расширению представлений о мире профессий является экскурсия. Учащихся 1-4 классов знакомят с профессиями, с которыми они сталкиваются в школе, проводятся экскурсия в медицинский кабинет, в столовую, в библиотеку и т.д. Экскурсии должны быть не только интересными и познавательными, но и безопасными. Педагоги к каждой экскурсии разрабатывают конспект ее проведения (экскурсия в библиотеку, экскурсия в медицинский кабинет). Также творческие и активные педагоги организуют выездные экскурсии, по результатам чего составляют отчеты в виде презентаций.
Интересной и занимательной формой просветительской работы является общешкольная неделя профориентации, где младшие школьники имеют возможность принять активное участие (Положение о недели профориентации, План недели профориентации).
Просвещение родителей
Основная цель этого вида работы - создание социально-педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Просвещение родителей осуществляется посредством следующих форм работы:
-
оформление информационного тематического стенда, на котором отражается информация по формированию представлений о разных профессиях, по развитию интеллектуальных, творческих, познавательных процессов;
-
выступления на родительских собраниях, «Школе родительской любви»;
-
тренинги, семинары, групповые тематические занятия: «Виды неправильного воспитания», «Возрастные особенности детей», «Роль общения в развитии личностных качеств ребёнка с нарушениями слуха», «Значимость семейного воспитания», «Поможем детям учиться», «Современная семья. Трудности. Надежды», «Эффективная коммуникация в семье» и др.;
-
информационные листовки, которые создаются для помощи родителям эффективно организовать процесс обучения и развития ребенка («Памятка родителю первоклассника», «Скорая помощь при работе с гиперактивным ребёнком», «10 заповедей родителей», «Родителю от ребёнка» и другие);
-
тематические буклеты (брошюра "Коррекционно-развивающие игры и упражнения, брошюра "Поможем детям учиться", рекомендации родителям "Адаптация первоклассника", советы родителям первоклассников и другие).