Деятельность с учениками 1-4 классов по развитию интереса, общих способностей и ранней профориентации организована по двум взаимосвязанным направлениям:
учебная деятельность;
внеурочная деятельность.
Работа с младшими школьниками реализуется через разнообразные формы:
Важным на данном этапе является расширение представлений детей о профессиях. Этому способствуют уроки с элементами ранней профориентации, а также классные часы и внеурочные мероприятия.
Педагоги, работающие с этой возрастной группой школьников, разрабатывают адаптированные к психофизическим возможностям учащихся с ОВЗ электронные образовательные ресурсы. В школе разработан интерактивный Атлас ЭОР, который объединяет все созданные педагогами школы ресурсы: ЭУМК, блог-уроки, интерактивные задания и тесты. Данные ресурсы способствуют более эффективному процессу обучения, а также формированию способности к организации собственной деятельности и предпосылок основ самообразования.
В профориентации учащихся начальной школы также активно используется электронное учебное пособие «Профессии», разработанное педагогом школы, которое содержит мультимедийные презентации, видеофрагменты, интерактивные задания и другие современные элементы.
Интеллектуально развитые младшие школьники ежегодно участвуют во всероссийской олимпиаде «Родник знаний», которая позволяет объективно оценить уровень знаний каждого ученика.
Развитие интереса всех учащихся этой возрастной группы к различным видам деятельности и развитие общих способностей осуществляются через частичную дифференциацию внеурочной занятости. Школьники посещают их на основе своих интересов, а также по рекомендациям классного руководителя, который выявил задатки способностей к тому или иному виду деятельности.
Творческую активность позволяют реализовать творческие объединения «Журавушка», «Радуга», «Поем руками и сердцем».
Учащиеся, которые хорошо проявляют себя в какой-либо деятельности, ежегодно принимают участие в спортивных соревнованиях, творческих фестивалях («Радуга талантов», «Лучики надежды», «Театр равных возможностей»). Также младшие школьники, имеющие склонности к творчеству, участвуют в различных конкурсах, таких как «Зеленая планета», конкурсах творческих работ «Сохрани елочку», «На крыльях пчелы», «Рождественская сказка» и т.д.
Эффективной формой развития детей является проектно-исследовательская деятельность, целью которой является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей, логического мышления и коммуникативных навыков. Ученики могут начинать готовить проекты уже с первого класса совместно с педагогами (см. Примеры проектно-исследовательских работ) и родителями (проект «Кем быть»). Организация проектно-исследовательской деятельности в специальной школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками слуха.
Примеры проектно-исследовательских работ в 1-4 классах: