Работа с учащимися 5-8 классов организована по двум взаимосвязанным направлениям:
учебная деятельность;
внеурочная деятельность.
Деятельность с учениками этой возрастной группы реализуется через разнообразные формы работы:
Методы и формы работы со способными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием.
За реализацией работы по индивидуальному маршруту способного ученика следит педагог-куратор, который может по ходу учебного-образовательной деятельности вносить свои коррективы. Обычно педагогом куратором назначают классного руководителя. Работа по индивидуальному плану подразумевает углубленное изучение предметов и составление индивидуальных маршрутов обучения. Она предполагает использование современных информационных технологий (ЭУМК, блог-уроков, интерактивных заданий), в рамках которых способный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Важным здесь является такая форма работы как дистанционные консультации с учителями предметниками через персональные блоги педагогов, Google-сообщество, индивидуальные и групповые видеозвонки, мессэнджеры, электронную почту.
Важным на данном этапе является углубленное расширение представлений учеников о видах профессий, подходящих людям с нарушением слуха. Этому способствуют:
Внеурочная деятельность осуществляется в рамках кружков, секций, факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т.д.
Посещение детьми кружков и секций осуществляется путем деления учеников на микрогруппы по видам способностей (расписание работы кружков и секций):
художественно-творческие способности: танцевальные, музыкальные, театральные (театральный и кружок изобразительного творчества, кружок «Серебряное перышко», ТО «Поем руками и сердцем», ТО «Ритм» и т.д.);
организаторские и лидерские способности позволяют развивать школьные объединения: дружина юных пожарных (ДЮП), юные инспектора движения (ЮИД), читательский актив «Молодежный перекрёсток». Каждое объединение ведёт активную деятельность в своём направлении не только в рамках школы, но и за ее пределами, принимая участие в конкурсах и смотрах. ЮИД отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, ДЮП ведёт работу по пропаганде противопожарной безопасности, читательский актив способствует развитию общественной активности по продвижению чтения книг.
Интеллектуально развитые школьники ежегодно участвуют во всероссийской олимпиаде «Родник знаний», которая позволяет объективно оценить уровень знаний каждого ученика.
Ученики, имеющие способности в спортивной деятельности участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня.
Творческие школьники ежегодно принимают участие в фестивалях: «Радуга талантов», «Лучики надежды», «Театр равных возможностей» и т.д., а также в различных конкурсах («Зеленая планета», конкурс творческих работ «Сохрани елочку», «На крыльях пчелы» и т.д.), выставках детского прикладного творчества «Рождественская сказка».
На основе своих интересов и способностей ученики объединяются в группы и общаются в Google-сообществе. Оно создано в рамках инновационной площадки «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных школьников с ОВЗ». Цель сообщества - развитие информационной среды, способствующей повышению потенциала способных учеников (в т.ч. и одаренных). Целевая аудитория сообщества: ученики, родители, педагоги, другие пользователи сети Интернет. В сообществе представлены тематические разделы: интеллект, творчество, спорт, проекты. По каждому разделу предлагаются задания, опросы, тесты для учащихся. В сообществе предоставляется информация о способных детях, их достижениях, фотографии их творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности. Данное сообщество обеспечивает открытость и прозрачность деятельности, развивает новые формы взаимодействия и обучения способных учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективной формой развития учащихся данной возрастной группы является проектно-исследовательская деятельность, которая как способствует развитию способностей учеников, так и профориентирует (например, проект «Кем быть», 8 кл.). Проектная деятельность - одна из форм организации образовательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и обучающихся.
Примеры проектно-исследовательских работ в 5-8 классах: